Спор возник в связи с неисполнением договорных обязательств по внешнеэкономической сделке, сторонами которой являются юридические лица различных государств. В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 23 «О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом» экономические споры, возникающие из отношений, осложненных иностранным элементом, рассматриваются арбитражным судом по правилам и в пределах полномочий, установленных АПК РФ, с особенностями, предусмотренными разделом V АПК РФ 4 («Производство по делам с участием иностранных лиц»), если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное (часть 3 статьи 3, часть 1 статьи 253, 256.1 АПК РФ).
Компетенция судов государств-участников Содружества Независимых Государств (далее – СНГ) по рассмотрению споров, вытекающих из договорных и иных гражданско-правовых отношений между хозяйствующими субъектами, определена в статье 4 Соглашения стран СНГ от 20.03.1992 «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности» (далее – Киевское соглашение), участниками которого являются Российская Федерация и Республика Казахстан. Пункт «в» части 1 статьи 4 Киевского соглашения предусматривает возможность разрешения дела в компетентном суде государства-участника СНГ, если на территории этого государства исполнено или должно быть полностью или частично исполнено обязательство из договора, являющегося предметом спора.
Аналогичное правило содержится в пункте 3 части 1 статьи 247 АПК РФ, согласно которому арбитражные суды в Российской Федерации рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, в случае, если спор возник из договора, по которому исполнение должно иметь место или имело место на территории Российской Федерации.
Из приведенных норм следует, что возможность рассмотрения спора в суде соответствующего государства-участника СНГ поставлена в зависимость от места исполнения обязательства по внешнеэкономической сделке. Как следует из материалов дела, договоры поставки заключены на условиях FCA Международных правил толкования торговых терминов «Инкотермс 2010», что означает осуществление передачи товара продавцом 5 перевозчику или иному лицу, номинированному покупателем, в своих помещениях или в ином обусловленном месте. В пункте 2.3 договоров поставки стороны определили пункт передачи товара ответчику – город Москва. Местом исполнения денежного обязательства покупателя также является город Москва (место нахождения банка продавца).
Таким образом, обязательства из договоров поставки подлежали исполнению на территории Российской Федерации, что дает основание для рассмотрения настоящего спора в Арбитражном суде города Москвы. Общество в исковом заявлении ссылалось на положения Киевского соглашения и на факт исполнения договорных обязательств в городе Москве как основания для обращения в Арбитражный суд города Москвы. Однако доводы общества суды не учли.
Ссылка судов на положения статьи 35 АПК РФ является необоснованной, поскольку в рассматриваемом случае подлежат применению специальные нормы, регулирующие вопросы производства по делам с участием иностранных лиц. Допущенные судами нарушения норм процессуального права являются существенными, в связи с чем, обжалуемые судебные акты на основании части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, а дело – направлению в Арбитражный суд города Москвы для рассмотрения по существу.
Определение ВС РФ № 305-ЭС19-12690 от 21.01.202