АДВОКАТЫ
+7 495 762 10-59 / +7 (906) 016-64-64
Представление интересов в суде, консультации
Защита по уголовным делам

Валютное законодательство

Валютное законодательство Российской Федерации состоит из Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и принятых в соответствии с ним федеральных законов. Иных федеральных законов пока не принято.
Валютное регулирование может пониматься и как деятельность, состоящая в установлении валютных ограничений. Такой подход прослеживается в ст. 5 Закона о валютном регулировании, определившей перечень органов валютного регулирования. Органы валютного регулирования - это властные структуры (Правительство РФ и Банк России), которые реализуют функции по установлению валютных ограничений. Под валютным регулированием понимается вид управленческой деятельности, состоящей в реализации властных полномочий государства в валютной сфере.
Валютные операции - это сделки, и фактические действия с валютой и валютными ценностями, предусмотренные валютным законодательством.
Валютные сделки заключаются сторонами непосредственно в отношении валюты или валютных ценностей: это сделки купли-продажи одной валюты за другую, купли-продажи ценных бумаг, выступающих в роли валютных ценностей или объектов инвестиций, валютные займы и кредиты и т.д. 
Сделки с валютой - это соглашения, в которых валюта (валютные ценности) не выступает предметом сделки, а используется как средство платежа. Преимущественно это внешнеторговые сделки, заключаемые о купле-продаже товаров, нематериальных активов, а также об оказании услуг и о выполнении работ. 
В силу п. "ж" ст. 71 Конституции РФ валютное регулирование отнесено к исключительному предмету ведения Российской Федерации, то есть законы в данной сфере принимаются Государственной Думой и в силу п. "в" ст. 106 Конституции РФ подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации, а подзаконное регулирование осуществляется государственными органами, наделенными соответствующей компетенцией в силу закона.
Валютное законодательство носит комплексный характер и объединяет нормы, относящиеся к различным отраслям права.
В соответствии с ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России.
Указанный порядок представления налоговым органам названных отчетов и подтверждающих банковских документов установлен Правилами представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819 (далее - Правила).

Согласно п. 4 Правил резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в двух экземплярах по форме согласно Приложению и банковские документы, подтверждающие сведения, указанные в отчете, по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.
«…действия не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ, поскольку между резидентом Российской Федерации и нерезидентом Российской Федерации на территории Российской Федерации через банковскую систему Российской Федерации произведен расчет в валюте Российской Федерации по договору, заключенному и подлежащему исполнению на территории Российской Федерации» - Постановление Верховного Суда РФ от 03.09.2015 N 303-АД15-9950 по делу N А59-4661/2014.
«…проведение расчетов в валюте Российской Федерации при осуществлении валютной операции между резидентом Российской Федерации и нерезидентом Российской Федерации на территории Российской Федерации за реализованный товар не запрещено валютным законодательством» - Постановление Верховного Суда РФ от 25.03.2015 N 302-АД14-4826 по делу N А74-3374/2014