АДВОКАТЫ
+7 495 762 10-59 / +7 (906) 016-64-64
Представление интересов в суде, консультации
Защита по уголовным делам

ВС РФ – о сроке исковой давности при перевозке грузов

Как установлено судами, по договору от 01.12.2015 № 230/15 ООО «Магма Транс» (перевозчик) обязалось оказать ООО ТД «Вектор-С» (заказчику) услуги по перевозке грузов (продовольственной продукции) автомобильным транспортом от грузоотправителя до грузополучателя. 
Для исполнения своих обязательств истец (заказчик) 26.11.2015 заключил с ответчиком (экспедитором) договор транспортной экспедиции № АГ23/2015, по условиям которого ответчик обязался доставить вверенный ему истцом груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза представителю грузополучателя.
Суды, руководствуясь статьями 15, 309, 310, 393, 801, 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признали требование истца обоснованным. 
При этом суды отклонили довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по заявленному требованию, посчитав, что предусмотренный статьей 42 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта годичный срок исковой давности в соответствии с пунктом 3 статьи 200 ГК РФ начал течь с момента исполнения истцом решения суда по делу № А39-4234/2016, в связи с чем данный срок истцом не пропущен.
 Между тем этот вывод судов являются ошибочным.
Согласно пункту 3 статьи 797 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки грузов, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. 
В силу статьи 42 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров перевозок, составляет один год и исчисляется со дня признания груза утраченным. 
Таким образом, сокращенный срок исковой давности и момент начала его исчисления по требованию к перевозчику о возмещении стоимости утраченного груза императивно установлены Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и не могут произвольно продлеваться в зависимости от действий истца (пункт 18 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017).
Судами установлено, что груз был доставлен и выдан перевозчиком неустановленному лицу 12.01.2016. Таким образом, срок исковой давности исчисляется с указанной даты и на момент обращения ООО «Магма Транс» в арбитражный суд с иском – 09.08.2017 истек. В соответствии с частью 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
 Кроме того, обязанность ООО «Магма Транс» по уплате 9 703 рублей 26 копеек (взысканных с ООО «Магма Транс» в пользу ООО ТД «Вектор-С» в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску по делу № А39-4234/2016) возникла в рамках процессуальных отношений и не обусловлена виновными действиями перевозчика.
 Учитывая изложенное, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами, но ими неправильно применены нормы права, судебная коллегия считает, что в соответствии с частью 1 статьи 291.11, пунктом 5 части 1 статьи 291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятые по настоящему делу судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска
Определение Верховного суда РФ № 301-ЭС18-9898