АДВОКАТЫ
+7 495 762 10-59 / +7 (909) 909-85-33
Представление интересов в суде, консультации
Защита по уголовным делам

О обеспечительных мерах при реэкспорте

Пунктом 2 статьи 240 Таможенного кодекса установлено, что товары, помещенные под таможенную процедуру реэкспорта, по общему правилу должны быть вывезены с территории Евразийского экономического союза в срок, не превышающий 4 месяцев со дня, следующего за днем помещения таких товаров под указанную таможенную процедуру.

Согласно пункту 3 статьи 241 Таможенного кодекса обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин подлежит исполнению в случае невывоза с таможенной территории Союза иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, до истечения срока, установленного пунктом 2 статьи 240.

Факт невывоза в установленные Таможенным кодексом сроки с таможенной территории Евразийского экономического союза иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, не оспаривался.

Из системного толкования положений статьей 240 и 241 Таможенного кодекса следует, что обязанность по уплате таможенных платежей в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, возникает с момента регистрации таможенным органом декларации на товары, но необходимость ее исполнения законодательно связана исключительно с фактом нарушения требований и условий процедуры реэкспорта, в частности – с невывозом товаров, помещенных под таможенную процедуру, до истечения установленного нормами срока. В случае надлежащего исполнения условий процедуры реэкспорта обязанность по уплате таможенных платежей отсутствует. Таким образом, в связи с нарушением условий процедуры реэкспорта наступает обязанность по уплате таможенных платежей.

Между тем действующее таможенное законодательство разделяет меры, применяемые таможенными органами по взысканию платежей, и меры, которые направлены на обеспечение возможности взыскания таких платежей (обеспечительные меры).

Так, пунктом 1 статьи 68 Таможенного кодекса установлено, что в случаях, указанных в пункте 7 статьи 55 настоящего Кодекса, таможенный орган принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящей главой.

Согласно пункту 7 статьи 55 Таможенного кодекса в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в срок, указанный в уведомлении, направленном в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, а также в случаях, установленных

законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 данной статьи, когда такое уведомление не направляется, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11

настоящего Кодекса.

Таким образом, действующее таможенное законодательство устанавливает порядок взыскание таможенных платежей и определяет перечень мер, которые могут применяться таможенным органом для такого взыскания.

Однако в соответствии с частью 1 статьи 78 Закона № 289-ФЗ арестом имущества и арестом товаров, в отношении которых таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени не уплачены или уплачены не полностью, признаются действия по ограничению прав собственника в отношении его имущества, применяемые таможенным органом для обеспечения взыскания таможенных и иных платежей.

Следовательно, арест имущества, предусмотренный статьей 78 Закона № 289-ФЗ, вопреки выводам судов, является не мерой взыскания таможенных платежей, а обеспечительной мерой (что также прямо установлено в части 1 статьи 78 Закона № 289-ФЗ). 

Правовая природа таких обеспечительных мер направлена на недопущение осуществления лицом, на

которого возложена соответствующая обязанность, действий, которые могли бы привести к нарушению баланса в правоотношениях с таможенным органом и, как следствие, к нарушению публичных интересов ввиду неуплаты установленных действующим законодательством таможенных платежей.

При этом к обеспечительным мерам, установленным таможенным законодательством, применимы общие для такого правового института критерии. К таким критериям относятся: обоснованность принятия мер, соразмерность, связь с предметом конкретных правоотношений (определения Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2018 № 305-ЭС17-18862, от 21.04.2021 № 307-ЭС20-10839).