Согласно пункту 4 статьи 312 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если налоговый агент, выплачивающий доход, не применил положения международного договора Российской Федерации и удержал налог с дохода иностранной организации в полном объеме либо налог с дохода иностранной организации был исчислен и удержан в ходе проведения мероприятий налогового контроля, лицо, имеющее фактическое право на получение этого дохода, вправе обратиться за возмещением налога с представлением документов, указанных в статье 312 НК РФ, в налоговый орган по месту нахождения налогового агента.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Налогового кодекса Российской Федерации лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях настоящего Кодекса признается лицо (иностранная структура без образования юридического лица), которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, контроля над организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходом, полученным этой организацией (иностранной структурой без образования юридического лица).
Лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях настоящего НК РФ также признается лицо (иностранная структура без образования юридического лица), в интересах которого иное лицо (иная иностранная структура без образования юридического лица) правомочно распоряжаться доходом, полученным организацией (иностранной структурой без образования юридического лица), указанной в абзаце первом настоящего пункта, или непосредственно таким иным лицом (иной иностранной структурой без образования юридического лица).
Данными положениями Налоговый кодекс Российской Федерации прямо предусматривает последствия удержания налоговым агентом налога с дохода иностранной организации при не применении положений международного договора, а именно возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на лицо, имеющее фактическое право на получение этого дохода.
Поскольку заявленная истцом ко взысканию сумма является суммой налога, удержанной и перечисленной ответчиком как налоговым агентом в федеральный бюджет, то статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат применению, а данная сумма налога, в случае признания ее налоговым органом излишне уплаченной, может быть возвращена из бюджета Российской Федерации по решению налогового органа в соответствии с вышеуказанными положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 312 Налогового кодекса Российской Федерации содержит открытый перечень документов необходимых для представления в налоговый орган для осуществления возврата ранее удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам, в отношении которых международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы налогообложения, предусмотрен особый режим налогообложения.
Согласно письму Минфина РФ от 22.03.2004 N 23-1-10/4-961 на основании законодательства Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрен механизм применения международных налоговых соглашений, при котором иностранная организация, желающая воспользоваться положениями конкретного соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенного Российской Федерацией с иностранным государством, должна подтвердить фактическое право на выплачиваемый доход, а также постоянное местопребывание именно в том иностранном государстве, на соглашение с которым она ссылается.
Кроме того, вышеуказанным письмом Минфина России установлен перечень документов для подтверждения иностранной организацией собственником депозитарных расписок фактического права на выплачиваемые дивиденды российской организации - эмитенту акций.
Налоговые адвокаты